15:58 Возможности изучения гендерных особенностей при формировании профессионального самоопределения старшеклассников. |
Возможности изучения гендерных особенностей при формировании профессионального самоопределения старшеклассников.
Рассматриваются возможности использования существующих и адаптированных методик для диагностики гендерных особенностей профессионального самоопределения старшеклассников.
Выбор профессии в условиях постоянных изменений в экономической, политической и общественной жизни вызывает большие трудности у современной молодёжи. Ключевым моментом в понимании феномена профессионального самоопределения, на наш взгляд, являются отношения человека с окружающим миром и к самому себе. Гендерные исследования помогают уяснить особенности профессионального самоопределения старшеклассников, т.к. дают понимание различий и сходств в социальном поведении мужчин и женщин (юношей и девушек) в условиях полоролевой стратификации профессиональной деятельности. "Гендер", в отличие от биологического пола, который задается генетически, заключается в идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть "мужское" и что есть "женское" в данном обществе. Использование в педагогическом процессе категории "гендер" имеет принципиальное значение, поскольку в школе формируются многие представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии, доступе к ресурсам и власти, имеющие в основе социополовую ориентацию. Отдельного научного внимания заслуживает проблема отсутствия адекватных методик изучения гендерных особенностей профессионального самоопределения старшеклассников. Необходимо разрабатывать специализированные методики, либо адаптировать под данный аспект уже имеющиеся методы психолого-педагогических исследований. Мы попытались на базе МОУ Гимназии № 12 Краснооктябрьского района выявить уровень профессионального самоопределения старшеклассников и, проанализировав его понять, зависит ли он от гендерного аспекта. Нами была использованы две стандартных профориентационных методики: С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной «Твоя Профессиональная карьера»; М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой. Мы предложили старшеклассникам написать сочинение на тему «Твоя профессиональная карьера». При этом они должны были поэтапно – начиная с детского сада – отметить все образовательные учреждения, обучаясь в которых они достигнут желаемой профессии. Затем они описывали уже непосредственную профессиональную деятельность: доход, аспекты работы, мотивация. В течение недели каждый день проводились семинары на тему «Мир профессий», «Какую профессию выбрать». Посещение данных семинаров являлось необязательным, что позволяло выявить уровень интереса старшеклассников к данной проблеме. Вместе со школьным психологом была произведена обработка сочинений, в ходе которой было отмечено, что более 50 % учеников не имеют представления о своем профессиональном будущем (причем большая часть из них девочки). Около 25 % старшеклассников желают продолжить дело своих родителей и выбирают соответствующие вузы (в данной группе гендерное соотношение примерно одинаково). Остальные 25 % имеют достаточно хорошее представление о разнообразии профессий, но руководствуются при выборе не интересом или призванием к работе, а материальным аспектом. По уровню посещения семинаров был выявлен низкий интерес к данной проблеме среди учащихся. Семинары посещались в основном девочками. Таким образом, мы выявили непосредственную связь уровня профессионального самоопределения среди старшеклассников с гендером. Мальчики более озабочены данной проблемой в связи с нивелированием гендерных стереотипов, и как следствие, увеличивающейся конкуренцией при поступлении в ВУЗы и при устройстве на работу среди мужчин и женщин. Для женской половины учащихся наоборот при выборе профессии срабатывает типичный стереотип, что женщина должна находится под опекой мужа и не может достигнуть успеха, например, в технических специальностях. Следовательно, мы еще раз подтвердили важность исследование вопроса определения психолого-педагогических условий профессионального самоопределения молодежи именно с позиции гендерного подхода. Развернутое применение достижений гендерного подхода в образовательной практике современных школ поможет существенно расширить профессиональный выбор для старшеклассников; систематизировать и изучить процесс их полоролевой социализации. Литература
|
|
Всего комментариев: 0 | |