Главная » 2015 » Сентябрь » 30 » Возможности изучения гендерных особенностей при формировании профессионального самоопределения старшеклассников.
15:58
Возможности изучения гендерных особенностей при формировании профессионального самоопределения старшеклассников.

Возможности изучения гендерных особенностей при формировании профессионального самоопределения старшеклассников.

 

 

Рассматриваются возможности использования существующих и адаптированных методик для диагностики гендерных особенностей профессионального самоопределения старшеклассников.

 

Выбор профессии в условиях постоянных изменений в экономической, политической и общественной жизни вызывает большие трудности у современной молодёжи. Ключевым моментом в понимании феномена профессионального самоопределения, на наш взгляд, являются отношения человека с окружающим миром и к самому себе.  

Гендерные исследования помогают уяснить особенности профессионального самоопределения старшеклассников, т.к. дают понимание различий и сходств в социальном поведении мужчин и женщин (юношей и девушек) в условиях полоролевой стратификации профессиональной деятельности.

"Гендер", в отличие от биологического пола, который задается генетически, заключается в идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть "мужское" и что есть "женское" в данном обществе.

Использование в педагогическом процессе категории "гендер" имеет принципиальное значение, поскольку в школе формируются многие представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии, доступе к ресурсам и власти, имеющие в основе социополовую ориентацию.

Отдельного научного внимания заслуживает проблема отсутствия адекватных методик изучения гендерных особенностей профессионального самоопределения старшеклассников. Необходимо разрабатывать специализированные методики, либо адаптировать под данный аспект уже имеющиеся методы психолого-педагогических исследований.

Мы попытались на базе МОУ Гимназии № 12 Краснооктябрьского района выявить уровень профессионального самоопределения старшеклассников и, проанализировав его понять, зависит ли он от гендерного аспекта. Нами была использованы две стандартных профориентационных методики: С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной «Твоя Профессиональная карьера»; М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой.

Мы предложили старшеклассникам написать сочинение на тему «Твоя профессиональная карьера». При этом они должны были поэтапно – начиная с детского сада – отметить все образовательные учреждения, обучаясь в которых они достигнут желаемой профессии. Затем они описывали уже непосредственную профессиональную деятельность: доход, аспекты работы, мотивация.

В течение недели каждый день проводились семинары на тему «Мир профессий», «Какую профессию выбрать». Посещение данных семинаров являлось необязательным, что позволяло выявить уровень интереса старшеклассников к данной проблеме. Вместе со школьным психологом была произведена обработка сочинений, в ходе которой было отмечено, что более 50 % учеников не имеют представления о своем профессиональном будущем (причем большая часть из них девочки). Около 25 % старшеклассников желают продолжить дело своих родителей и выбирают соответствующие  вузы (в данной группе гендерное соотношение примерно одинаково). Остальные 25 % имеют достаточно хорошее представление о разнообразии профессий, но руководствуются при выборе не интересом или призванием к работе, а материальным аспектом. По уровню посещения семинаров был выявлен низкий интерес к данной проблеме среди учащихся. Семинары посещались в основном девочками.

Таким образом, мы выявили непосредственную связь уровня профессионального самоопределения среди старшеклассников с гендером. Мальчики более озабочены данной проблемой в связи с нивелированием гендерных стереотипов, и как следствие, увеличивающейся конкуренцией при поступлении в ВУЗы и при устройстве на работу среди мужчин и женщин. Для женской половины учащихся наоборот при выборе профессии срабатывает типичный стереотип, что женщина должна находится под опекой мужа и не может достигнуть успеха, например, в технических специальностях.

Следовательно, мы еще раз подтвердили важность исследование вопроса определения психолого-педагогических условий профессионального самоопределения молодежи именно с позиции гендерного подхода.

Развернутое применение достижений гендерного подхода в образовательной практике современных школ поможет существенно расширить профессиональный выбор для старшеклассников; систематизировать и изучить процесс их полоролевой социализации.

Литература

  1. Каменская Е.Н.  Гендерный подход в педагогике, Ростов-на-Дону,2006г.
  1. Кузнецов Т.С.  Формирование культуры взаимоотношений старшеклассников и старшеклассниц (гендерный аспект), Волгоград,2006г.
  1. Маковеева О.С.  Педагогические условия формирования и развития полоролевых представлений старших подростков в общеобразовательной школе, Пенза, 2005г.
  1. Столярчук Л.И.  Проблема воспитания гендерной культуры молодежи или  «половой вопрос», Волгоград,2005г.
Категория: Педагогика, психология и методика | Просмотров: 247 | Добавил: RB67 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar