Главная » 2016 » Февраль » 05 » Современный учитель как исследователь
20:19
Современный учитель как исследователь

   Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 21-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о необходимости постепенного реформирования образования.
Требования к современным учителям стремительно возрастают, и последние оказываются просто вынужденными постоянно повышать свою компетенцию, знакомиться с последними достижениями методики и, естественно, самостоятельно заниматься научной деятельностью.
Анализ современных тенденций в образовательном пространстве позволяет констатировать тот факт, что научно-исследовательская деятельность учителей стала занимать особое место в целостном учебно-воспитательном процессе. Наука охватывает различные направления и различные организационные формы и часто получает поддержку государства. В рамках нашей статьи видится очевидным, что научно-методическая деятельность современных школьных учителей и вузовских исследователей-методистов имеет точки соприкосновения, именно поэтому мы рассматриваем в данном случае методическую науку как имеющую один и тот же вектор развития.
Рассмотрение карьерного роста учителя-исследователя как процесса, обусловленного воздействием на него людей и событий, ведется в рамках двух принципиально отличных подходов. Первый – личностный, в основе которого – склонности, предпочтения и способности индивида и второй подход, акцентирующий процессы общения и социализации.

   В рамках личностного подхода основное внимание уделяется изучению того, как в результате различных поощрений, мотивации и контактов с другими людьми формируется решение заниматься наукой, в какой мере это решение отражает те виды деятельности, которые приносили удовлетворение в раннем возрасте, и каковы ожидания, связанные с этим выбором. При втором подходе весьма важен социальный статус данной профессии, ожидаемые социальные вознаграждения и поощрения.
Участие учителей в научно-исследовательской деятельности, на наш взгляд, способствует их развитию как полноценных личностей, способных к постоянному, качественному саморазвитию, к самостоятельному мышлению, умению создавать собственные концепции, планировать и осуществлять свою профессиональную деятельность, умению защищать свою точку зрения. Последнее особенно значимо, т.к. только активная, самосовершенствующаяся, творческая личность будет в наибольшей степени способна к социальной и профессиональной мобильности, готовой к личной самореализации, чтобы соответствовать требованиям современного общества.
Основное значение для научной деятельности имеет интерес к познанию, формирующийся на основе осознанной мотивации, опредмеченной потребностью. Мотивация, интерес, потребность познания - все это необходимые условия для научно-исследовательской деятельности. Подобно любому виду деятельности, процесс познания невозможен без участия и влияния некоей питательной «энергии», движущей силы. Таким важнейшим фактором творческой деятельности является ее мотивация как совокупность движущих сил, побуждающих человека к определенным действиям.
   Для формирования у современных учителей устойчивой мотивации к научно-исследовательской деятельности необходимо создание условий:
• повышение престижа методической науки; 
• стимулирование участвующих в научно-исследовательской деятельности; 
• привлечение учителей к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству.
Таким образом, в социальных и экономических условиях 21 века необходимость в подготовке новых педагогических кадров, способных успешно осваивать современное образовательное пространство, видится совершенно очевидной, а научно-методическая деятельность, в свою очередь, выступает как подходящий инструментарий для инновационного развития как личных, так и профессиональных качеств современного учителя.
Список литературы:
1. Аллахвердян А. Г., Машков Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 312 с. 
2. Белкин П. Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. - М.: Наука, 1987. - 212 с. 
3. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: - М: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
4. Нурутдинова А. Р. Предпосылки и условия организации непрерывного образования в России ВУЗа // Электронный вестник ЦППК ФЛ. -2006. –№ 3. Режим доступа: http://evcppk.ru/index3.php
5. Саймон Б. Общество и образование / Общая редакция и предисловие В.Я. Пилиповского: Перевод с английского. – М., 1989. – 200 с.
6. Edmondson, W., House, J. Einfuerung in die Sprachlehrforschung. –Tuebingen; Basel: Francke, 1993. – 343 S.

 
Категория: Педагогика, психология и методика | Просмотров: 309 | Добавил: RB67 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar