17:06 Преподавание математики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла |
Преподавание математики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Математика – язык природы. Всё, что мы видим вокруг себя можно представить и понять с помощью чисел. Макс Коэн
Общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла имеет свои специфические черты. Уже в начальной школе у детей развивается воображение, эмоциональность восприятия окружающей действительности, интерес к занимательному материалу, к вопросам истории, литературы, проявлению красоты в произведениях искусства, явлениях живой и неживой природы. По данным психологических обследований, у наших школьников уровень мотивации к изучению предметов гуманитарного, художественно-эстетического направления боле высокий, чем к изучению точных дисциплин, в частности, математики. С другой стороны, социальный заказ таков, что для многих учеников (и, что немаловажно, их родителей) математика является базовой дисциплиной для дальнейшего получения образования в высшей школе. Современная педагогика видит три цели математического образования.
В условиях школы с углубленным изучением предметов ХЭЦ на первый план выходит интеллектуальная сторона математического образования, вносящего свой специфический вклад в формирование общей культуры школьника, его алгоритмического мышления, эстетического воспитания, развития воображения, формирование ключевых компетенций и приобретение социального опыта. Самое важное вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем. Поэтому на своих уроках математики мы стараемся показать нашим учащимся, что изучение математики необходимо им для лучшего восприятия предметов гуманитарного цикла. Неслучайно еще в прошлом веке американский ученый Винер сказал: «В каждой науке столько науки, сколько в ней математики». В данной статье мы хотели кратко остановиться на связи математики с предметами художественно эстетического цикла: 1. Математика и искусство Исторически математика играла важную роль в изобразительном искусстве, в частности, при изображении перспективы, подразумевающем реалистическое изображение трехмерной сцены на плоском холсте или листе бумаги. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства. Это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые эффективно применяются в произведениях искусства. 2.Математика и литература Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Математика и литература играют особую роль в воспитании культуры нашего мышления и речи. Занимаясь математикой, человек может научиться излагать свои мысли точно и исчерпывающе, лаконично и емко. Задача математики сформировать у человека теоретическое мышление (умение доказывать, обобщать, рационально и логически мыслить). Например, при работе над сочинением, важно уметь логически выстроить его, соотнести композиционные части, проанализировать произведение и, наконец, сделать вывод. Служение математики С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе, а К. Вейерштрасс писал: "Математик, который не есть отчасти поэт, не будет никогда подлинным математиком". 3.Математика и музыка Музыка и математика тесно связаны. И впервые это заметил Пифагор. Он создал свою школу мудрости, положив в ее основу два искусства – музыку и математику. Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан д'Аламбер, Леонард Эйлер, Даниил Бернулли. Первый труд Рене Декарта - "Compendium Musicae" ("Трактат о музыке"); первая крупная работа Леонарда Эйлера - "Диссертация о звуке". Эта работа 1727 года начиналась словами: "Моей конечной целью в этом труде было то, что я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований все, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков". Исходя из выше изложенного видно, что в школе с ХЭЦ интегрированные уроки занимают важное место в учебном процессе. Интеграция школьных предметов между собой, интеграция их с искусством, со всеми сторонами жизни даёт возможность гармонично развиваться личности. Ребята на таких уроках не только узнают много интересного, но и понимают, что математика не скучная наука, а наука, помогающая понять многие процессы и явления в окружающем нас мире. Подводя итоги, хочется верить, что наши ученики, окончив школу, будут точно знать, что «математика-это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты».
Используемая литература 1. Двадцать уроков гармонии. Гуманитарно-математический курс. А.И.Азевич. Москва “Школа-Пресс”, 1998. 7. “Гипотеза об истоках золотого сечения” Н.Н.Нафиков. © “Школа-Пресс”. Ж. “Математика в школе” № 3, 1994. 9. Интернет-сайт www.im-possible.info. |
|
Всего комментариев: 0 | |