Главная » 2015 » Сентябрь » 28 » Гендерное воспитание как целостный педагогический процесс.
22:48
Гендерное воспитание как целостный педагогический процесс.

Гендерное воспитание как целостный педагогический процесс.

Я не представляю себе воспитания без преподавания и, обратно,  не признаю такого преподавания, которое бы не было воспитывающим. Те искусства и навыки, которые молодой человек заимствует у учителя только ради их практической пользы, для воспитателя являются столь же безразличными,  как и тот цвет, который он выбирает  для  своего платья.  Но то,  каким образом определяется круг его мыслей,  всецело должно занимать воспитателя, потому что из мыслей вытекают чувствования, а из них принципы и поступки. (И. Ф. Гербарт)

В последнее время гендерные исследования стали неотъемлемой частью педагогической науки, а гендерная проблема появляется в разных направлениях педагогики.

Каждое педагогическое явление имеет свой путь практического развития и соответствующего теоретического обоснования. Это касается и гендерного воспитания учеников как общего педагогического феномена. Гендерное воспитание раскрывает все качества личности через понимание принадлежности  к определенному полу (И.С. Кон).  Данную принадлежность отражает категория «гендер», которая заключается, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола (в отличие от биологического пола, который задается генетически). Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает ряд представлений о том, что есть «мужское» и что есть «женское» в данном обществе. Четкое определение этих особенностей позволяет корректировать развитие личности во всех его проявлениях.

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы – его  способность  к  выполнению  социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества.  А это возможно  при  условии  функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе (В.А. Сластенин).

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство  составляющих его компонентов,  их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий,  перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию  жизнедеятельности  воспитанников,  которая  отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы  сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю.

Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое.  Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного,  нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания,  т.е. как обратное сведение в единый поток механически разделенных частей единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника  и  специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Так как целостность личности ученика не может формироваться без учета гендерной принадлежности, степени осведомленности  о гендерных стереотипах, особенностях принадлежности к тому или иному полу становится очевидным, что разрешение выше описанного противоречия сопровождается организацией воспитательной работы в школах, опирающейся на проблемы гендерного воспитания (Надолинская).

Рассмотрим основные аспекты гендерного воспитания как целостного педагогического процесса.

Исследователями были выделены так называемые целостные свойства педагогического процесса. К ним относятся свойства функциональныеструктурныеединства компонентов (элементов), способность к саморазвитию педагогического процесса.

К функциональным свойствам, по мнению В.С. Ильина, относится прежде всего свойство учебно-воспитательного процесса возбуждать высокую активность основных структурных компонентов личности. При этом отмечается, что педагогический процесс, обладающий такими свойствами, стимулирует развитие всех основных качеств личности в их единстве. Гендерное  воспитание в содержательном плане, в конечном счете, отражает опыт, накопленный  человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний,  в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков;  опыта  творческой  деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру, опирающихся на определенную половую принадлежность. Специфика гендерного воспитания, в числе прочего, состоит еще и в том, что все эти элементы образуют органическую неразрывную связь и неотделимы друг от друга. Действительно, все что касается, например, вопросов гендерной идентичности, содержит знание идентификационных признаков, владение способами опознания и демонстрации гендерной идентичности – как в привычных, так и в необычных обстоятельствах и, разумеется, это всегда имеет ту или иную эмоциональную окраску. Таким образом, реализация основных элементов содержания гендерного воспитания и образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса.

Структурные свойства целостного учебно-воспитательного процесса проявляются в нескольких взаимосвязанных аспектах, отражающих его полиструктурный характер. Одним из основных таких аспектов является взаимосвязь целей учебно-воспитательного процесса – средств их достижения – полученного результата. Целью гендерного воспитания является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных. Данная цель достигается различными средствами (ломка гендерных стереотипов, сформированных у детей, раскрытие «половой роли» и. т.п.). Результатом является формирование целостной личности, полное раскрытие всех качеств, присущих ей, что в свою очередь и предполагает стимуляцию всех качеств личности, отвечает первоначальной цели единого педагогического процесса.

Гендерное воспитание предполагает движение данного процесса во времени, своего рода динамику целей, средств и предполагает стимуляцию всех качеств личности при переходе от одной стадии к другой, от одного этапа к другому, от одного состояния к другому. Аспект движения во времени дает возможность наблюдать последовательность перехода к более высоким уровням целостности не только триады «цель – средство – результат», но и входящих в их состав «подэлементов»: подцелей обучения и воспитания, их содержания и методов, взаимодействия педагога и учащихся и др.

 Например, составляющей частью целей гендерного подхода в образовании, направленных на социализацию учащихся, является формирование гендерной толерантности как ценности и неотъемлемого свойства личности. (Л.П. Шустова). Данное качество необходимо формировать с младшего школьного возраста, но качественное осознание, в связи с изменением гормонального фона, приходит к человеку в подростковом возрасте. Соответственно меняются и методы работы по развитию толерантности. Утрачивают свое значение игровые методики, усиливается значимость индивидуально-личностного подхода.

Третье свойство – единства компонентов процесса – проявляется прежде всего в единстве противоречий процесса как внутренней движущей его силы. Как известно, основу внутренних сил самодвижения учебно-воспитательного процесса составляют противоречия (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский и др.), которые функционируют в определенной системе, взаимосвязи. Противоречия целостного процесса формирования личности представляют собой противоречия между сложившимся уровнем целостности процесса и новым, нарождающимся, закрепляющимся. Определяющую роль при этом играют противоречия тех сторон процесса, которые стимулируют более высокий уровень стержневых качеств личности, и те его стороны, которые способствуют закреплению ранее сложившегося уровня (В.С. Ильин). В гендерном воспитании часто проявляется несоответствие целевой установки и гендерной позиции ученика, что обусловливает деятельность педагога и соответствующую активность ученика, как участника процесса социализации с последующим принятием этой установки учеником. Этот конфликт отражает противоречие между подструктурами личности: «Я как индивидуальность - Я как представитель гендерной группы». Разрешение конфликта позволяет на базе изначальных качеств личности сфорировать необходиые для адекватного ориентирования в педагогическом процессе (И.С Клецина). В организационном плане гендерное воспитание приобретает свойство  целостности,  если обеспечивается единство относительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) идей гендерного воспитания (коррекция процесса полоролевой социализации, развенчание гендрных стереотипов, и.т.п) и материальной  базы  (содержательно-конструктивная,  материально-конструктивная  и  операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса  делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия. Взаимодействие осуществляется с учетом психологических особенностей феминизации или маскулинизации детей.

3) процесса  взаимодействия  педагогов  и  воспитанников  на уровне личных отношений (неформальное общение). Такой тип общения является основой для развития ребенка как личности и именно в таком общении открывается возможности помощи в осознании  ребенком своей полоролевой принадлежности, места в процессии гендерной социализации.

4) процесса освоения воспитанниками  содержания  образования без  непосредственного  участия педагога (самообразование и самовоспитание).

В процессе планомерно осуществляемого гендерного воспитания реализуется четвертое целостное свойство – его самодвижения. Ведь осознание человеком собственной половой принадлежности, социального пола, качеств, сопутствующих этому процессу позволяет не понуждать учащихся усваивать знания, умения, участвовать в том или ином деле, нужном для их развития, когда господствует не внешнее воздействие, а внутреннее осознание полезности организуемой деятельности, интерес к ней, осознание справедливости предъявляемых требований и другие положительные мотивы. Так в процессе гендерного воспитания у учащихся, когда четко формируются социокультурные представления о личности мужчин и женщин, связывающие психологические особенности с половой принадлежностью человека, происходит включение этих представлений в структуру личности, объективность существования которой уже не ставится под сомнение.

На базе сформированности у ребенка элементов гендерного самоопределения повышается уровень мотивации ученика к саморазвитию и самовоспитанию.

Все выше охарактеризованное доказывает, что гендерное воспитание обладает всеми свойствами целостного педагогического процесса. Рассмотри эти свойства подробнее.

Таким образом, гендерному воспитанию присущи целостные свойства учебно-воспитательного процесса, которые в комплексе характеризуют его как целостный учебно-воспитательный процесс в отличие от нецелостного, данными свойствами не обладающего.

Категория: Педагогика, психология и методика | Просмотров: 498 | Добавил: RB67 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar