22:48 Гендерное воспитание как целостный педагогический процесс. |
Гендерное воспитание как целостный педагогический процесс. Я не представляю себе воспитания без преподавания и, обратно, не признаю такого преподавания, которое бы не было воспитывающим. Те искусства и навыки, которые молодой человек заимствует у учителя только ради их практической пользы, для воспитателя являются столь же безразличными, как и тот цвет, который он выбирает для своего платья. Но то, каким образом определяется круг его мыслей, всецело должно занимать воспитателя, потому что из мыслей вытекают чувствования, а из них принципы и поступки. (И. Ф. Гербарт) В последнее время гендерные исследования стали неотъемлемой частью педагогической науки, а гендерная проблема появляется в разных направлениях педагогики. Каждое педагогическое явление имеет свой путь практического развития и соответствующего теоретического обоснования. Это касается и гендерного воспитания учеников как общего педагогического феномена. Гендерное воспитание раскрывает все качества личности через понимание принадлежности к определенному полу (И.С. Кон). Данную принадлежность отражает категория «гендер», которая заключается, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола (в отличие от биологического пола, который задается генетически). Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает ряд представлений о том, что есть «мужское» и что есть «женское» в данном обществе. Четкое определение этих особенностей позволяет корректировать развитие личности во всех его проявлениях. Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе (В.А. Сластенин). Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически разделенных частей единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности. Так как целостность личности ученика не может формироваться без учета гендерной принадлежности, степени осведомленности о гендерных стереотипах, особенностях принадлежности к тому или иному полу становится очевидным, что разрешение выше описанного противоречия сопровождается организацией воспитательной работы в школах, опирающейся на проблемы гендерного воспитания (Надолинская). Рассмотрим основные аспекты гендерного воспитания как целостного педагогического процесса. Исследователями были выделены так называемые целостные свойства педагогического процесса. К ним относятся свойства функциональные, структурные, единства компонентов (элементов), способность к саморазвитию педагогического процесса. К функциональным свойствам, по мнению В.С. Ильина, относится прежде всего свойство учебно-воспитательного процесса возбуждать высокую активность основных структурных компонентов личности. При этом отмечается, что педагогический процесс, обладающий такими свойствами, стимулирует развитие всех основных качеств личности в их единстве. Гендерное воспитание в содержательном плане, в конечном счете, отражает опыт, накопленный человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру, опирающихся на определенную половую принадлежность. Специфика гендерного воспитания, в числе прочего, состоит еще и в том, что все эти элементы образуют органическую неразрывную связь и неотделимы друг от друга. Действительно, все что касается, например, вопросов гендерной идентичности, содержит знание идентификационных признаков, владение способами опознания и демонстрации гендерной идентичности – как в привычных, так и в необычных обстоятельствах и, разумеется, это всегда имеет ту или иную эмоциональную окраску. Таким образом, реализация основных элементов содержания гендерного воспитания и образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса. Структурные свойства целостного учебно-воспитательного процесса проявляются в нескольких взаимосвязанных аспектах, отражающих его полиструктурный характер. Одним из основных таких аспектов является взаимосвязь целей учебно-воспитательного процесса – средств их достижения – полученного результата. Целью гендерного воспитания является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных. Данная цель достигается различными средствами (ломка гендерных стереотипов, сформированных у детей, раскрытие «половой роли» и. т.п.). Результатом является формирование целостной личности, полное раскрытие всех качеств, присущих ей, что в свою очередь и предполагает стимуляцию всех качеств личности, отвечает первоначальной цели единого педагогического процесса. Гендерное воспитание предполагает движение данного процесса во времени, своего рода динамику целей, средств и предполагает стимуляцию всех качеств личности при переходе от одной стадии к другой, от одного этапа к другому, от одного состояния к другому. Аспект движения во времени дает возможность наблюдать последовательность перехода к более высоким уровням целостности не только триады «цель – средство – результат», но и входящих в их состав «подэлементов»: подцелей обучения и воспитания, их содержания и методов, взаимодействия педагога и учащихся и др. Например, составляющей частью целей гендерного подхода в образовании, направленных на социализацию учащихся, является формирование гендерной толерантности как ценности и неотъемлемого свойства личности. (Л.П. Шустова). Данное качество необходимо формировать с младшего школьного возраста, но качественное осознание, в связи с изменением гормонального фона, приходит к человеку в подростковом возрасте. Соответственно меняются и методы работы по развитию толерантности. Утрачивают свое значение игровые методики, усиливается значимость индивидуально-личностного подхода. Третье свойство – единства компонентов процесса – проявляется прежде всего в единстве противоречий процесса как внутренней движущей его силы. Как известно, основу внутренних сил самодвижения учебно-воспитательного процесса составляют противоречия (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский и др.), которые функционируют в определенной системе, взаимосвязи. Противоречия целостного процесса формирования личности представляют собой противоречия между сложившимся уровнем целостности процесса и новым, нарождающимся, закрепляющимся. Определяющую роль при этом играют противоречия тех сторон процесса, которые стимулируют более высокий уровень стержневых качеств личности, и те его стороны, которые способствуют закреплению ранее сложившегося уровня (В.С. Ильин). В гендерном воспитании часто проявляется несоответствие целевой установки и гендерной позиции ученика, что обусловливает деятельность педагога и соответствующую активность ученика, как участника процесса социализации с последующим принятием этой установки учеником. Этот конфликт отражает противоречие между подструктурами личности: «Я как индивидуальность - Я как представитель гендерной группы». Разрешение конфликта позволяет на базе изначальных качеств личности сфорировать необходиые для адекватного ориентирования в педагогическом процессе (И.С Клецина). В организационном плане гендерное воспитание приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство относительно самостоятельных процессов-компонентов: 1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) идей гендерного воспитания (коррекция процесса полоролевой социализации, развенчание гендрных стереотипов, и.т.п) и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога); 2) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия. Взаимодействие осуществляется с учетом психологических особенностей феминизации или маскулинизации детей. 3) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение). Такой тип общения является основой для развития ребенка как личности и именно в таком общении открывается возможности помощи в осознании ребенком своей полоролевой принадлежности, места в процессии гендерной социализации. 4) процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание). В процессе планомерно осуществляемого гендерного воспитания реализуется четвертое целостное свойство – его самодвижения. Ведь осознание человеком собственной половой принадлежности, социального пола, качеств, сопутствующих этому процессу позволяет не понуждать учащихся усваивать знания, умения, участвовать в том или ином деле, нужном для их развития, когда господствует не внешнее воздействие, а внутреннее осознание полезности организуемой деятельности, интерес к ней, осознание справедливости предъявляемых требований и другие положительные мотивы. Так в процессе гендерного воспитания у учащихся, когда четко формируются социокультурные представления о личности мужчин и женщин, связывающие психологические особенности с половой принадлежностью человека, происходит включение этих представлений в структуру личности, объективность существования которой уже не ставится под сомнение. На базе сформированности у ребенка элементов гендерного самоопределения повышается уровень мотивации ученика к саморазвитию и самовоспитанию. Все выше охарактеризованное доказывает, что гендерное воспитание обладает всеми свойствами целостного педагогического процесса. Рассмотри эти свойства подробнее. Таким образом, гендерному воспитанию присущи целостные свойства учебно-воспитательного процесса, которые в комплексе характеризуют его как целостный учебно-воспитательный процесс в отличие от нецелостного, данными свойствами не обладающего. |
|
Всего комментариев: 0 | |